Главная > Современные футболки > Надписи на футболках

Надписи на футболках

Человек, придумавший футболки в качестве обмундирования для американских солдат во времена Первой мировой, вряд ли подозревал, что через полвека его изобретение станет одним из ключевых предметов одежды и символом новой молодой моды, а еще через пару десятков лет — культовым предметом, плакатом, на котором каждый волен написать какой угодно манифест. И как и любая декларация — одним из самых быстрых и простых путей к славе.

Впервые использовать футболки не в качестве нижнего белья начали в 1950-х. Тогда на них наносили изображения из сказочно популярных диснеевских мультиков; тогда же появились майки с названиями компаний вроде Coca Cola, а чуть позже — рок-групп. Футболка мало-помалу превращалась в носитель информации. В 1960-е эта информация перестала носить исключительно рекламный характер: появились первые надписи против войны во Вьетнаме. К восьмидесятым тенденция стала заметной благодаря британке Катарин Хэмнетт — она сделала футболки с текстами вроде «Frankie Say Arm The Unemployed» («Фрэнки говорит: «Вооружаем безработных») и «58% Don't Want Pershing» («58% не одобряют «Першинг»; речь идет о размещении ракетной установки Pershing на территории Великобритании).

Сейчас культовые футболки — тоже прежде всего площадки для манифестов. Только сообщения, которые они несут, как правило, не так политизированы, более поверхностны и сообщают прежде всего о принадлежности к субкультуре. Юный англичанин Генри Холланд сделал себе имя на надписях, которые понятны только людям, так или иначе имеющим отношение к фэшн-индустрии. Это стишки, в которых задействованы имена знаменитых дизайнеров и моделей: вроде «Do Me Daily Christopher Bailey» (обращение к креативному директору марки Burberry) или «Now You Know Who's Boss Kate Moss». В России тем временем появилась марка Arinov Fedyshin, которая выпускает майки, декларирующие принадлежность к целому поколению — с надписями вроде «I Was Born In 80th» (неизвестно, преднамеренно сделана ошибка или нет).

В некоторых случаях манифест может быть не только вербальным, но и визуальным. «Расписываться» на футболках любят граффитчики и уличные художники. Французская марка Pebroc специализируется именно на этом виде совместного творчества: ее создатели путешествуют по Европе и находят уличных художников, которым предлагают сделать принт, а потом переносят его на майки, которые выпускают ограниченным тиражом. Месседж на футболках, как и в остальных случаях, доступен только узкому кругу тех, кто принадлежит к уличной культуре, — остальные зачастую даже не могут прочитать буквы, спрятанные в изображении.

Идеальная футболка — квинтэссенция эпохи fast fashion: она чрезвычайно проста в производстве, она должна выражать то, что в воздухе здесь и сейчас, и — как все гиперактуальное — она моментально устаревает. Создатели русско-ирландской футболочной марки Neverodorreven даже не хотели, чтобы мы о них писали: новая коллекция еще не готова, а существующая, по мнению дизайнеров, потеряла актуальность. «Полтора года назад мы сделали эти принты в духе ню-рейв, он тогда только зарождался, — говорит один из основателей марки Роман Мазуренко. — А сейчас он умер — зачем вам фотографии наших тогдашних работ? Это вчерашний день. Этим летом мы сделаем другую коллекцию, она будет отражать нынешние веяния». Какие именно, Мазуренко не говорит. «Во-первых, это наш секрет, во-вторых, все равно к лету все может поменяться». Похоже, большинство «футболочных дел мастеров» работают по тому же принципу.